Есть такая теория, которая описывает развитие систем как поступательное движение по спирали вверх. Однако не все так просто. Иногда случается так, что движение вверх прекращается, и начинаешь ходить по кругу, повторяя один и тот же сценарий. Жизнь превращается в «день сурка»… Самое сложное в этой ситуации – осознать положение, в котором оказался. Потому что сложно понять, что происходит одно и то же, хочется верить, что движение есть, но его нет. Внутренний компас совсем взбесился и крутится вокруг своей оси. Начинаешь ощущать, что жизнь проходит мимо, уходят дни, недели, месяцы, годы… Что делать? Куда идти? В чем мое предназначение?
А что у тебя остается? С каждым годом немного больше морщин и кучка вещей, которые купил в бесконечных походах по торговым центрам и интернет-магазинам…
Примерно в таком состоянии я находился перед поступлением в Высшую Экономическую Школу СПбГЭУ.
Всякое бывает. В ситуации, когда не знаешь, что делать, как поступать – обратиться к тому, кто может тебе помочь найти новые идеи и мысли. Поддержит и даст хороший заряд (в виде «волшебного пендаля»). Короче, пора пойти учиться. А куда?
Размышления над этим вопросом заняли неделю. Второе высшее? Сомнительно. Прислушался к себе: что мне интересно, к чему лежит душа и есть талант? Так сложилось, что в 2013 году стал интересоваться темой профессионального управления людьми и производством, поскольку возникла потребность в управлении большим коллективом. И мне это интересно!
Первое слагаемое (чему учиться) было найдено, а второе – не заставило себя долго ждать. Через учебные сайты и рассылки узнал о том, что есть EMBA в СПБГЭУ, огромном и уважаемом университете. Посетил день открытых дверей и принял решение.
Скажу сразу, это был один из самых сложных периодов в моей жизни. Такого напряжения не испытывал с момента обучения в институте. Подъем в 5:30 – отбой в 00:30 (и позже) и так учеба 3-4 раза в неделю, а иногда и по субботам. Работа-учеба-работа-учеба-экзамены/зачеты. Такой напряженный ритм трудно выдерживать. Однако, мое глубокое убеждение заключается в том, что правильный путь – всегда трудный. Обучение – это в той или иной степени воздействие на личность, назовем это даже легким (и не очень) «насилием». Создание градиента давления и увлечения предметом. Так будет звучать честно. Возникает вопрос: зачем было так себя мучать? Зачем терпеть трудности и лишения (физические, финансовые, сократить общение с близкими до минимума)? Что это дает? Вот мои ответы:
- То, на что тратишь деньги, силы, время, ценишь.
- Затраты «волшебным образом» заставляют активнее изучать материал и активнее участвовать в процессе обучения.
- Трудности закаляют характер, делают личность зрелой. Жизнь – волна. Не напрягаясь, не почувствуешь удовольствие расслабления. Не голодая, не сможешь насладиться пищей. Не обучаясь, не сможешь понять себя и окружающих.
- Всего существует 2 варианта: деградация и развитие. Как только чувствуешь трудности – знай, есть потребность в развитии. Это 100% верно.
- Обучение позволило мне расширить картину мира, понять значение и важность стратегических инструментов и теорий, которые применимы не только в управлении организацией, но и в управлении самим собой. Я вообще, считаю, что эффективно управлять организацией возможно только после того, как научишься эффективно управлять самими собой.
- После обучения стали ясны зоны развития, то, на чем надо фокусироваться.
- Появились смыслы, ответы на вопрос: Зачем? Это новые Силы, Эмоции, Энергия.
Коллеги по группе стали для меня близкими друзьями. Мы делимся друг с другом важными событиями в жизни, помогаем друг другу. Периодически я получаю приглашения на различные мероприятия в ВЭШ. Визит в альма-матер вызывает приятные воспоминания.
Вывод следующий: Учеба в ВЭШ СПБГЭУ позволила мне понять, где я нахожусь, куда я хочу попасть, зачем и каким образом я буду это делать. Я увидел смыслы, сформулировал для себя миссию. Обучение помогло мне разорвать круг, по которому я ходил несколько лет, появилась возможность движения, развития и достижения сформированной цели.